Начиная с 6 месяцев рекомендуется постепенно вводить в рацион малыша прикорм. Одни дети с энтузиазмом принимают новую пищу, другие наотрез отказываются от нее, причем никакие уговоры не помогают. «Ребенок не ест прикорм, что делать?» — хватаются за голову беспокойные родители и начинают искать выход из положения.
Традиционная система введения прикорма
Большинство педиатров советует к применению следующие правила введения прикорма:
- 6 месяцев — овощные пюре.
- 7 месяцев — безмолочные каши.
- 8 месяцев — картофель, яичный желток, мясо (курица, индейка, кролик, телятина, ягненок).
- 9 месяцев — кисломолочные продукты.
- 10 месяцев — фрукты.
Эта система прикорма основывается на рекомендациях, разработанных ВОЗ и ЮНИСЕФ. Многие молодые родители стараются упорно следовать установленным правилам, даже если ребенок не хочет есть прикорм. Чтобы разбудить в грудничке интерес к новой пище, помимо материнского молока, родители придумывают различные хитрости. В ход идут уговоры, погремушки, песни, танцы и другие отвлекающие маневры. Не все дети поддаются на подобные уловки.
Почему груднички не воспринимают новую пищу
Есть причины, которые помогут понять, почему ребенок плохо реагирует на прикорм.
- Утвержденная система прикорма несовершенна. Принято считать, что она универсальна, но о какой универсальности можно говорить, если речь идет о малышах, каждый из которых имеет свои отличия — индивидуальные особенности? Дети по разному воспринимают новое: раньше или позже, с охотой или осторожно, с недоверием. Поэтому необходимо ориентироваться не на общепринятую систему, а на предпочтения конкретного малыша, как индивидуума.
- Разработанная система прикорма — это только рекомендация. Однако многие педиатры, а также родители воспринимают ее как неукоснительное правило, обязательное к применению. Случается такая схема: ребенок отказывается от прикорма; родители применяют ухищрения, чтобы заставить малыша принимать новую пищу; грудничок воспринимает попытки родителей, как насилие. Вместо успеха родители получают обратный результат — стойкое неприятие, часто — рвотный рефлекс. Ситуацию могут усугублять бабушки. Многие были воспитаны на традициях, принятых в СССР, когда мамы рано выходили на работу, прерывали грудное кормление и отдавали малышей в ясли. В такой обстановке без раннего прикорма было не обойтись. Плохо, что глобальные ошибки в детском питании, принятые тогда, все еще применяются на современных детях.
Есть родители, которым не нравится общепринятая система прикорма и связанные с ней трудности. Они выбирают другой метод — педагогический прикорм.
Что такое педагогический прикорм
Иное определение: естественный прикорм. Трудно назвать его новым, потому что он основан на вековом опыте, когда не было методик детского питания, разработанных ведущими диетологами и педиатрами, а полки в магазинах не были заставлены порошками, заменяющими грудное молоко и баночками с пюре. Мамы полагались на интуицию и учитывали индивидуальные особенности, потребности и предпочтения грудничка. Современный подход не сбрасывает со счетов научные достижения и знания, но и не углубляется в дебри цифр и разработок.
Основной принцип педагогического (естественного) метода: если ребенок не ест прикорм, его не стоит заставлять делать это.
Что делать, если грудничку исполнилось полгода, хочется ввести в его меню новые продукты, но он категорически отказывается их принимать? Значит еще не время, малыш не готов к изменению рациона и не стоит его торопить.
Ребенок отказывается от прикорма, хотя ему уже 8-9 месяцев? Опять же, это не повод бить тревогу. У многих детей интерес к твердой пище развивается к 11-12 месяцам. Грудничок сам начинает просить те или иные продукты, с удовольствием пробует их.
Естественный подход уместен, когда малютка находится на грудном вскармливании. По другому обстоит дело у малышей, мамы которых имеют проблемы с лактацией. Если грудное вскармливание можно назвать полноценным питанием, то нехватка материнского молока лишает младенца многих, необходимых для развития, питательных веществ. В таких случаях введение прикорма необходимо.
Еще одна проблема, это когда ребенок отказывается от прикорма, хотя его возраст приближается к году. Есть такие индивидуумы, которые не желают отрываться от груди и плохо воспринимают любые попытки накормить их другими продуктами
Как развить пищевой интерес?
Если введение прикорма необходимо, нужно постараться, чтобы у малыша развить интерес к пище, а не отторжение. Что можно предпринять?
- Родители могут показывать, что принятие еды — это наслаждение. Для этого нужно исключить перекусы на бегу и чаще устраивать совместные обеды, создавая уютную атмосферу. Приятные ассоциации вызовут у малыша желание попробовать новые продукты.
- Интерес может усилить личный столовый набор — яркая тарелочка с ложкой, удобная красивая чашка. Хорошо бы приобрести несколько разных наборов детской посуды и предоставлять малышу возможность выбора.
- Давая прикорм, можно в увлекательной форме рассказать ребенку о новых продуктах, подчеркнуть их пользу, обратить внимание на цвет, описать вкус.
- Если на первых этапах младенцу нужно предоставлять перетертую еду — баночное или самостоятельно приготовленное питание, то годовалому ребенку можно уже предлагать твердую пищу с общего стола. Дети любят подражать взрослым, и с энтузиазмом воспримут предложение разделить трапезу с родителями.
Таким образом можно развить пищевой интерес у ребенка без давления и проблем.